Современный комплекс Алондига Бильбао (Alhóndiga Bilbao) расположен на семи этажах (включая два подземных), занимает 43 000 м2, строился восемь лет и обошёлся муниципалитету в 75 млн. евро. Теперь Бильбао, славный своим собранием «знаковой» архитектуры, пополнил его работой человека, без которого эта коллекция была бы неполной.
Изначально Алондига была винным складом построенным архитектором Рикардо Бастидой (Ricardo Bastida) в 1906-1909 в стиле модерн. В 1977 фирмы, там располагавшиеся, переехали в новое здание, и старинная постройка запустела. Городские власти время от времени пытались что-то сделать с пустующим зданием. В частности, Фрэнку Гери предлагалось устроить там музей современного искусства. В 1999 здание признали «достопримечательным объектом», а в следующем, 2000-м, году мэр Бильбао Иньяки Аскуна (Iñaki Azkuna) поручил Филиппу Старку разработать для него проект культурно-развлекательного центра.
От старого здания винного склада остались только внешние стены. Внутри их периметра стоят три кирпичных «куба», каждому из которых отведена особая функция. В одном из них — медиатека, в другом — спортивные залы и бассейны, в третьем — помещения для «дополнительной деятельности»: аудитория, два кинозала на 250 и 77 мест, выставочный зал. Пространство между этими блоками — это атриум с плоскими перекрытиями, где устроен солярий; в самом атриуме открыты два ресторана и кафе. Стены «кубов» на один этаж выше уровня крыши атриума, что превращает ее в подобие площади, куда выходят две улицы — узкие проходы между кубами.
С нижнего этажа видно стеклянное дно бассейна и плавающие там люди.
Замечательны фасады этих объёмов, встроенных в стены старого сооружения — обнажённый стальной каркас, ячейки которого заполнены кирпичной кладкой с монотонными рядами арочных проёмов в духе меланхолической архитектуры Альдо Росси. В 2000-е годы это выглядит странным анахронизмом, но не будем забывать, что Филипп Старк — человек из 80-х: его карьера началась с оформления в 1982 интерьера частной резиденции Франсуа Миттерана, президента Франции в то время.
На уровне первого этажа Алондиги «кубы» оторваны от земли, так что пространство под ними сливается с атриумом, где их подпирают 43 колонны по проекту итальянского сценографа Лоренцо Баральди. Колонны поражают разнообразием — есть среди них и китчевые «самовары», заставляющие вспомнить рисунки Аполлинария Васнецова, и созданные компьютерной программой текучие формы, которые можно счесть пародией на стиль Захи Хадид и Грега Линна. Всё это немного напоминает нижний уровень московского ТЦ «Охотный ряд» (с той разницей, что в Бильбао колонны сделаны из настоящего кирпича и мрамора), но баскам нравится. Посреди этого висит изображения солнца.
«Я горжусь им, — говорит сам дизайнер, — так как это не памятник славе невероятного дизайнера Филиппа Старка. Это просто место, где люди встречаются, любят, ненавидят, работают, играют, развлекаются, покупают овощи, целуются — что-то такое».
Архитектура Нового Бильбао полна вот таких сюрпризов, увидеть которые можно только основательно «заблудившись» на улицах этого необычного города.