На протяжение всего XIX в, и, наверняка, и раньше, через провинцию. Гипускоа проходил путь из Франции в Испанию и обратно кочевого цыганского племени. Сан Себастьян был прекрасным местом, где можно было остановиться на несколько дней и передохнуть. В те времена эти люди зарабатывали тем, что изготавливали и продавали металлическую кухонную утварь, за что их и прозвали медниками.
Когда-то по Сан Себастьяну маршировали солдаты, и это вдохновило горожан организовать карнавальную группу солдат. Эта группа стала так популярна, что со временем откололась в собственное шествие – тамборраду. Так и кочевые цыгане-медники, в своих колоритных костюмах, вдохновили горожан на создание отдельной карнавальной группы.
Согласно историческим архивам, впервые на улицы города медники-венгры или цыгане вышли в 1828 году, и стали основоположником этой популярнейшецй традиции в Сан Себастьяне. Участники этой группы одевались украшали свои одежды многочисленными «золотыми» цепями, а в руках несли кастрюли и сковородки, в которые с энтузиазмом колотили металлическими палками.
Как и Тамборрада, вскоре это шествие откололось в самостоятельный праздник, который стал отмечаться 02 февраля, в день Девы Канделярии. Этот религиозный праздник, посвященный вступлению Иисуса Христа в Иерусалимский храм, был тогда праздничным.
Таким образом, популярнейшее шествие отделилось от Карнавала в Сан Себастьяне, который в те времена соперничал по популярности с Карнавалом в Венеции и считался одним из лучших в мире!
Праздник Святого Себастьяна в памяти горожан был совсем недавно, и вот уже и Медники! Первые шествия были под военные марши, а со временем (с 1884г) стали использовать музыку Раймундо Саррьеги – автора «Марша Сан Себастьяна», «Татьяго» и прочих милых сердце жителей Сан Себастьяна композиций.
В 1912г папа Пий Х отменил празднование Девы Канделярии. Этот день стал рабочим. Численность участников праздника сразу же снизилась, и уже через несколько лет возникла серьезная опасность, что карнавальное шествие цыган-медников совершенно исчезнет.
В 1925г появилая новая фигура, которая тут же обрела популярносмть – укротитель и его медведь! С этого момента каждый год «гвоздем» программы становится участие в шествии ручного медведя.
В годы Гражданской Войны в Испании (1936 – 1939) и следующие после шествие не проводилось. Наконец, в 1954г Гастрономическое Сообщество Гастелюбиде решило возродить эту традицию.
Знаковым для праздника стал 1962г. Шествое должно было состояться 02 февраля, но, из-за плохой погоды его было решено перенести на ближайшую субботу. То, что шествие было в нерабочий (или рабочий не для всех) день, положительно сказалось на посещаемости – никогда прежде не было такого стечения народа и ажиотажа! С тех пор Праздник стали проводить в превую или ближайшую ко 2му февраля субботу.
На сегодняшний день инициативу Кальдерерос поддерживают и в других городах Гипускоа – в Ируне и Толосе.